Режиссер: Аббас Киаростами

Страна: Иран

1990Драма 1:3818+

Cпецпоказ:  2019

В рамках кинофорума «От себя», организовыванный V-A-C Foundation при поддержке Cineticle Films \ 7 апреля, 17.30, «Салют» (Российская премьера)

Документальная трагикомедия Аббаса Киаростами о человеке, выдававшем себя за иранского режиссёра Мохсена Махмальбафа, и о том, что из этого вышло.

«Крупный план» начинается с ареста и продолжается в зале суда, где рассматривается иск семьи Аханха к некоему Хоссаину Сабзиану. Дело последнего, объясняет Киаростами судье, не вполне обыкновенное и имеет прямое отношение к кино. Как режиссёр он заинтересован в том, чтобы сделать фильм о молодом безработном синефиле, притворившемся кинорежиссёром Мохсеном Махмальбафом, чей фильм Велосипедист (1989) недавно вышел на экраны. Получив разрешение на съёмку, Киаростами устанавливает в зале суда две камеры: одна снимает общий план, тогда как другая внимательно наблюдает за протагонистом. Крупный план лже-Махмальбафа фиксирует его непосредственные эмоции, колебания, воодушевление и отчаяние. Искренность их, впрочем, ставится под сомнение сыном Аханха: по его утверждению, если раньше Сабзиан играл роль режиссёра Махмальбафа, то теперь он изображает раскаяние на камеру.

В Крупном плане Киаростами идёт от практики персидской театральной мистерии — таазии. Религиозная по содержанию, эта традиция облекается в подчёркнуто условную форму: исполнители постоянно напоминают аудитории, что они не профессионалы, но повествователи, а разворачивающееся прямо на улице действие — именно пред-ставление, а не реальность. Так, Крупный план, весь построенный на флэшбеках, постоянно возвращается к вопросам, ответам и свидетельствам из зала суда, чтобы напомнить об условности действия как такового. Созвучность с брехтовским пониманием искусства представления прослеживается и в том, что акцент переносится с самого произведения искусства на эффект, который оно оказывает на аудиторию.

Участник кинофестивалей в Локарно, Торонто, Чикаго, Мюнхене (1990)